Нагрузка на электрические сети постоянно меняется: она поднимается по вечерам, когда трудящиеся возвращаются с работы к стиральным машинам и телевизорам, и резко подскакивает во дни народных празднеств вроде Нового Года или телетрансляции финала всемирного сумасшествия по кожаному мячу.
Обычно в таких случаях энергетики включают дополнительные генераторы, жгущие топливо в больших количествах и, разумеется, рекордно загрязняющие атмосферу (а также простаивающие бульшую часть времени).
Учёные из Университета Лидса (Великобритания) и Академии наук КНР предлагают следующее решение — своеобразный аккумулятор энергии. Когда нагрузка на сеть невелика, лишняя энергия тратится на сжижение воздуха (при этом кислород отделяется от азота). Пр возрастании потребности в электроэнергии жидкий азот вскипает (сам по себе или подогретый избыточным теплом, которого на электростанциях много) и, почти мгновенно возвращаясь в газообразное состояние (температура кипения азота — минус 196 ˚C, а избыточное тепло электростанции может дать температуру нагревательных элементов в 70–100 ˚C), расширяется, чтобы крутить-вертеть лопасти произвольной турбины.
Вскипевший кислород смешивается с некоторым количеством природного газа, поступает в камеру сгорания и толкает произвольные поршни. Оксида азота, естественно, образуется во много раз меньше, чем при сгорании воздушно-газовой смеси. Ну а углекислый газ легко улавливается и превращается в сухой лёд.
По расчётам главы группы, профессора Юйлуня Диня, новая парадигма позволит тратить вдвое меньше газа, чем сейчас расходуется дополнительными генераторами. Учёный твёрдо намерен проверить расчёты на практике.
Теоретическая разработка «воздушного аккумулятора» финансировалось Академией наук КНР и Британским советом по инженерным и физическим исследованиям (Engineering and Physical Sciences Research Council, EPSRC).