Право
«отчитываться за Windows» досталось Тами Реллер — вице-президенту
Microsoft, которая отвечает за финансы и маркетинг операционной системы.
Реллер дала комментарии о «восьмерке» крупным изданиям, а в официальном
блоге Windows появилось интервью с ней (вопросы задавал другой
сотрудник Microsoft — Брендон Леблан (Brandon LeBlanc)).
Первое, что
сообщила Реллер, — Windows 8 достигла отметки в сто миллионов проданных
лицензий. На это у операционной системы ушло шесть месяцев. В самом
начале темпы продаж «восьмерки» были выше — первые шестьдесят миллионов
лицензий раскупили за два с половиной месяца. Это объясняется большими
скидками, которые Microsoft предоставляла на ОС до начала февраля.
Пользователи предыдущих версий могли перейти на Windows 8 в редакции
«Профессиональная» за 1290 рублей, в то время как сейчас такой переход
обойдется уже в 9990 рублей (рекомендованная розничная цена на сайте
Microsoft).
Если измерять
популярность системы количеством проданных лицензий, то «восьмерка»
стоит примерно на одном уровне с Windows 7, вышедшей в 2009 году.
Предыдущая ОС (расцененная как успешная, особенно на фоне неудачной
Vista) также разошлась в количестве ста миллионов лицензий за полгода.
Если припомнить еще и рекордное снижение спроса на компьютеры — по
данным IDC, в январе-марте 2013 года было продано на 14 процентов меньше
ПК, чем в январе-марте 2012 года, — то дебют Windows 8 выглядит более
чем удачным.
С другой стороны,
реальная доля «восьмерки», по оценке сторонних счетчиков, остается
небольшой. NetApplications указывает, что Windows 8 в мае 2013 года
заняла 4,27 процента рынка, а StatCounter говорит о 5,31 процента. Для
сравнения, Windows 7 спустя аналогичный период (то есть в мае 2010 года)
имела 12,98 процента (NetApplications) или 14,84 процента (StatCounter)
рынка — то есть разница почти трехкратная.
Издание ZDNet
предполагает, что различия в цифрах могут объясняться тем, что Microsoft
при составлении отчетов считает продажи лицензий OEM-производителям
компьютеров и ритейлерам, а не конечным пользователям. Это означает, что
Windows 8 на новом компьютере, стоящем на полке в магазине, уже
считается проданной, хотя по факту компьютер еще не купили (и может быть
даже, не купят).
В Microsoft
разницу между фактической долей на рынке и цифрами продаж комментировать
не стали, однако очевидно, что в компании назревает ситуация «надо
что-то делать, пока не стало поздно». Если компьютеры на «восьмерке»
действительно неохотно разбирают в магазинах, то лицензии на ОС
перестанут покупать (или станут покупать меньше) и производители с
поставщиками. Вариантов два: либо снова радикально снижать цену, чтобы
стимулировать переход на Windows 8 со старых ПК, либо что-то менять в
самой ОС. Первый вариант, помимо прочих недостатков, имеет один главный —
это все равно что влезть на трибуну и крикнуть на весь мир: «Мы
облажались!» Поэтому выбрали второй — он получил название Windows Blue.
О Blue,
собственно, было известно и ранее — в начале года просто говорили, что
Microsoft выпустит нечто с таким названием, затем стали толковать, что
под Blue понимается серия обновлений для всех-всех-всех современных
операционок компании. Наконец, когда в Сеть «утекли» ранние сборки,
выяснилось, что это будет крупное обновление для Windows 8 — по сути,
отдельная операционная система под именем Windows 8.1.
Тами Реллер в
своих майских выступлениях, во-первых, официально подтвердила, что Blue —
не фикция, а реально существующий продукт — «обновление для Windows 8»,
во-вторых, назвала примерные сроки выхода системы (предварительная
версия — в июне, финальная — до конца года), в-третьих, отметила, что
Blue — это кодовое название (настоящее пока неизвестно), и, в-четвертых,
частично признала, что новинка станет для Microsoft своего рода работой
над ошибками.
Условных «ошибок»
(Реллер, понятное дело, использовала более мягкие определения) выделили
несколько. Главные среди них — это недостаточное количество устройств,
предназначенных специально для Windows 8 (ноутбуков с сенсорными
экранами и планшетов), и трудности, которые пользователи (все-таки!)
испытывают при освоении новой операционной системы.
Что касается
первого недостатка, то, как заявила Реллер, с выходом Blue появится
много «устройств новых форм-факторов», которые ликвидируют дефицит
ориентированных на «восьмерку» ПК. По слухам, одним из таких устройств
станет 7-дюймовая версия планшета Surface — куда более легкая и не такая
громоздкая, как нынешние 10-дюймовые аппараты. О том, что семь дюймов —
это правильный размер, свидетельствует, в частности, популярность iPad
mini и Nexus 7.
Второй недостаток
Microsoft исправит, внеся в Blue изменения «по отзывам пользователей»,
сказала Реллер. Что это будут за изменения, она не уточнила, но ответ на
этот вопрос можно найти и самостоятельно — достаточно спросить
осведомленных товарищей, что именно им не нравится в Windows 8. Другими
словами, большинство профильных СМИ расценили слова Реллер как признание
того, что в Blue вернут кнопку «Пуск».
В связи с этим
напрашивается следующий прогноз. Blue сохранит «двуличие» Windows 8 — то
есть приспособленность как под планшеты (интерфейс Metro), так и под
обычные ПК (традиционный рабочий стол), — но в нее вернут привычные
элементы (кнопка «Пуск»), а границу между двумя интерфейсами сделают
четче: из тех же утечек следует, что в Blue пользователь сможет выбрать,
что должно загружаться первым — Metro или рабочий стол. В Windows 8,
напомним, после загрузки пользователь вынужден созерцать «живые плитки»,
даже если он не желает иметь с ними ничего общего.
На самом деле в
истории о «восьмерке» и Windows Blue больше всего интересны даже не
откровения Microsoft, а реакция на них прессы. Так, респектабельная
деловая газета Financial Times взяла у Тами Реллер комментарий по поводу
Blue, разбавила его мнением аналитиков и выпустила статью про «провал
Windows 8». Возвращение в систему все той же кнопки «Пуск» в материале
расценивалось как «смена курса на 180 градусов», а сама «восьмерка»
сравнивалась с New Coke («Новой кокой») — напитком, который компания
Coca-Cola выпустила в 1985 году. Он был изготовлен по новому рецепту и
должен был заменить собой традиционную кока-колу, но спустя три месяца
после жалоб покупателей Coca-Cola была вынуждена вернуть в продажу
«исходную» газировку.
Получается, что
визитной карточкой Windows 8 стали не заточенность на разные типы
устройств, не попытка Microsoft выстроить экосистему
«планшет-ПК-приставка-смартфон», не цветные «живые плитки» интерфейса
Metro и прочие новшества, а именно отсутствие кнопки «Пуск» — мол, если
ее вернут, то «восьмерка» уже перестанет быть «восьмеркой». Наверное,
действительно надо возвращать: тогда, может быть, выяснится, что пустота
в левом нижнем углу экрана — далеко не единственная особенность этой
операционной системы.