Microsoft купила Skype, что обойти Apple и создать конкурента iphone
13.05.2011 год.
К покупке Skype ближе всех оказалась корпорация Microsoft, а не Facebook и Google, как сообщалось на
прошлой неделе. С учетом долговых обязательств, взятых на себя Skype,
Microsoft может потратить на приобретение крупнейшего оператора
интернет-телефонии от $7 млрд до $8,5 млрд.
Сумма впечатляет: Microsoft переплачивает в разы.
Skype до сих пор убыточен: в прошлом году сервис потерял $7 млн при
выручке $860 млн. Остальные претенденты на Skype оценивали его заметно
меньше. Компания Cisco была готова купить Skype за $5 млрд, глава Facebook Марк Цукерберг предлагал за сервис от $3 до 4 млрд. Microsoft, по данным All Things Digital, существенно подняла ставку в конце прошлой недели, когда стало ясно, что сервис может уйти к конкурентам.
Впрочем, судя по всему, Facebook не была прямым
конкурентом Microsoft в борьбе за Skype. Социальная сеть активно
партнерствует и с Microsoft, и с сервисом интернет-телефонии. Faсebook интегрирована в Skype-клиент, а поисковик Bing, принадлежащий Microsoft, с осени имеет доступ к
базе данных соцсети. Не исключено, что с какого-то момента Цукерберг
выступал посредником в переговорах со стороны Microsoft.
Сделка рискованная: нет никаких гарантий, что Skype
начнет зарабатывать под надзором Microsoft. А последней при этом
понадобится инвестировать в него значительные дополнительные средства.
Skype может стать приложением по умолчанию в Windows, его могут
интегрировать в офисные пакеты Microsoft или в семейство
интернет-сервисов Windows Live. Но это не решит его проблемы: сервис
нуждается не в новых клиентах, а в росте подписок на платные услуги
(таких сейчас 9 млн человек из 663 млн зарегистрированных
пользователей).
И в общем, сложно поверить, что, совершая крупнейшую в своей историю
сделку (в последний раз такой считалась покупка рекламной компании
Aquantive за $6 млрд), Microsoft рассчитывает лишь на интеграцию своих
продуктов с интернет-сервисом, не имея революционных рыночных планов. $8
млрд – столько должна стоить революция, а не банальная экспансия с
непрогнозируемым эффектом.
Пожалуй, такая революция возможна сейчас на
мобильном рынке. У Microsoft большие планы по развитию мобильной
операционной системы Windows Phone. Ворваться на этот рынок с каждым
месяцем все сложнее: Apple
и Google прочно заняли разные сегменты рынка смартфонов и в этом году,
по всем прогнозам, будут наращивать темпы роста. Нужны неординарные
шаги.
Первый такой шаг Microsoft уже сделала – это стратегическое партнерство с
Nokia. Есть перспективная платформа (Windows Phone), есть сильный
производитель, нуждающийся в новом дыхании (Nokia). Не хватает
предустановленного killer application – приложения, которое станет
решающим аргументом для покупки устройства. Для Android таким
приложением давно стали мобильные сервисы Gmail и Google Maps. У
Microsoft же собственных продуктов со сравнимым потенциалом для
мобильных пользователей совсем немного.
Skype уже работает и на смартфонах с ОС Android, и
на устройствах Apple. Но Microsoft не подойдут стандартные мобильные
приложения от сервиса интернет-телефонии, иначе игра бы не стоила свеч.
Революционным ходом была бы разработка полнофункционального и массового
Skype-смартфона на основе Windows Phone, в котором первородная функция –
голосовая связь – была бы по умолчанию обеспечена интернет-телефонией, а
услуги сотовых операторов предлагались бы в качестве альтернативы. При
этой схеме на смартфонах будут доминировать платные (SkypeOut) звонки,
так как мобильники со skype-приложениями на рынке еще долгое время будут
в меньшинстве. А продвижение и продажи устройств можно стимулировать
более дешевой тарификацией голосовой связи, чем у сотовых компаний.
Но риск все равно очень велик: корпорация
столкнется с противодействием других потенциальных партнеров –
крупнейших американских и европейских операторов сотовой связи, во
многом определяющих успех мобильных продуктов, ведь большинство
телефонов сегодня реализуется по схеме предподключения. Кроме того,
именно операторы обеспечивают доступ к мобильным интернет-сетям, без
которых работа скайпфонов невозможна. Переломить этот рынок и
сложившуюся практику работы будет непросто. Но если получится – успех
будет стоить тех миллиардов, которые Microsoft заплатит за Skype.