Водители не всегда проверяют уровень воды в радиаторе. Тем более трудно контролировать его во время движения автомобиля. Простое устройство на транзисторах позволяет сделать световую сигнализацию, предупреждающую шофера о приближении аварийной ситуации.
Датчиком F1 сигнализатора служат две металлические пластины, разделенные изолятором из не смачивающихся материалов, например из полиэтилена или фторопласта.
Схема сигнализатора уровня воды в радиаторе в прикреплениях:
Устройство срабатывает при изменении уровня воды, когда он будет ниже положения датчика F1. При этом уменьшается базовый ток транзистора VT1, и за счет тока через R2 открывается транзистор VT2 — загорается светодиод HL1. В схеме применены детали: резисторы типа С2-23, конденсатор С1 типа К73-9 на 250 В, светодиод HL1 подойдет любого типа, в пластмассовом корпусе. Транзисторы VT1 и VT2 могут иметь в обозначении последние буквы Д, Ж, К, Л.
Для защиты схемы от пульсации и помех в бортовой сети автомобиля при работе двигателя используется диод и дроссель Т1. Дроссель выполнен на кольцевом сердечнике типоразмера К10х6х3 из феррита марки 2000НМ1 (4000НМ1). Обмотки содержат по 30...40 витков провода ПЭЛШО-0,12. При его подключении необходимо соблюдать полярность фаз, указанную на схеме. В этом случае Т1 не будет намагничиваться.
Устройство сохраняет работоспособность при изменении питающего напряжения от 5 до 16 В и в настройке не нуждается. Эта схема может применяться в самых различных случаях, когда требуется контролировать уровень воды.
Скачать печатную плату в формате LAY вы можете ниже (Прислал: Шамрин Роман) Схема и печатка в прикреплениях: