Первый в мире частный космопорт "Америка", откуда уже через полтора года могут начаться туристические рейсы за пределы Земли (ВИДЕО), готов на 90% - уже построены трехкилометровая взлетная полоса, футуристической формы терминал и куполообразный Космический командный центр. Космодром раскинулся в американском штате Нью-Мексико на территории площадью 70 квадратных километров. Перевозкой туристов займется компания Virgin Galactic эксцентричного британского миллиардера Ричарда Брэнсона, основателя корпорации Virgin, включающей около 350 различных компаний: магазины по продаже музыкальных дисков, авиа- и железнодорожные компании, радиостанцию, издательство и гоночную команду. Суборбитальные полеты будут осуществляться на корабле WhiteKnightTwo (SpaceShipTwo), похожем на три соединенных между собой самолета.
Представители этого проекта - одного из самых амбициозных в мире - с гордостью сообщают, что уже к концу года все работы должны быть завершены. По их словам, все невероятно взволнованы таким прогрессом и открывающимися перспективами. Новый исполнительный директор космопорта Кристин Андерсон называет реализацию проекта настоящим подвигом. Сам факт строительства кажется невероятным достижением, а если учесть, что оно происходит посреди пустыни Нью-Мексико, где вообще нет никакой инфраструктуры, то речь идет уже о зарождении города, цитирует ее The Daily Mail.
Так что шляпы долой перед архитекторами и строителями и всеми остальными специалистами, которые потратили свое время и труд на осуществление этого проекта", - сказала она. Право на архитектурную разработку, кстати, выиграла в свое время лондонская фирма Foster + Partners. Она спроектировала небоскреб "Россия" в деловом квартале "Москва-Сити" в российской столице - его должны были возвести к 2016 году, но строительство было отменено. Также компания Нормана Фостера разработала проект культурно-делового центра "Хрустальный остров", который к 2014 году планируется разместить в Нагатинской пойме на юге Москвы.
В космопорте "Америка" теперь приступают ко второму этапу строительства, которое будет включать Комплекс вертикального старта, представительский центр на самой площадке и еще два - в ближайших городах. Вместе с тем, как сообщает газета, у нового руководства могут возникнуть определенные трудности в связи с тем, что недавно власти Нью-Мексико более чем вдвое урезали финансирование проекта.
Самый ранний срок, когда следует ожидать первого полета, - первый квартал 2013 года, говорят в руководстве космопорта. Стоит отметить, что на коммерческую космонавтику начали возлагать особые надежды в свете закрытия американской программы шаттлов и целой серии неудач в этой сфере у России, к которой на время перешла вся ответственность за доставку грузов и людей на Международную космическую станцию.
Из-за недавней катастрофы грузового корабля "Прогресс" было объявлено, что в ноябре МКС временно может остаться без экипажа. А позже американское аэрокосмическое агентство NASA и вовсе обеспокоилось за дальнейшую судьбу МКС. Оно предупредило, что если станцией придется управлять в беспилотном режиме, это лишь увеличит вероятность поломок и аварий. Напомним, авария "Прогресса" стала уже четвертым "космическим ЧП" в России за последние девять месяцев. Пуск ракеты-носителя "Союз-У" с грузовым транспортным кораблем "Прогресс М-12М" был осуществлен 24 августа. В начальной стадии полета аварийно отключились двигатели установки ракеты-носителя. В результате произошло падение космического корабля на территории Республики Алтай.
18 августа также неудачно была запущена ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "Экспресс-АМ4". В ходе полета произошел сбой в системе управления разгонного блока, в результате чего космический аппарат был выведен на нерасчетную орбиту и превратился в космический мусор.
В феврале авария произошла с геодезическим аппаратом военного назначения "Гео-ИК-2". Ракета-носитель "Рокот" отработала штатно, но на участке работы разгонного блока "Бриз-КМ" произошла нештатная ситуация, в результате которой спутник также вышел на нерасчетную орбиту. В июне было неофициально объявлено о полной потере аппарата.
В декабре 2010 года сразу три спутника "Глонасс-М" упали в Тихий океан. Ущерб, по оценке вице-премьера Сергея Иванова, достиг 2,5 миллиарда рублей. Как выяснила спецкомиссия, спутники были потеряны из-за того, что в новый разгонный блок ДМ-03 из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.