Valikdon(48), vgb(69), hooper(51), рик23(27), Rapit(75)

ГЛАВНАЯ » 2014 » Июнь » 28 » Ученые обнаружили уникальное "созвездие", состоящее из трех сверхмассивных черных дыр

Квазар SDSS J1502+1115

Ученые-астрономы, изучающие глубины космоса, обнаружили достаточно редкую и уникальную картину - три сверхмассивные черные дыры, вращающиеся вокруг друг друга. При этом, две из них находятся по космическим меркам совсем рядом, а третью дыру и первые две разделяет расстояние в несколько сотен световых лет. Ученые считают, что образование этого трио черных дыр является результатом столкновений галактик, которые происходили в более ранние времена. И кроме этого, обнаружение этих трех черных дыр, обладающих огромной массой, будет полезно тем ученым, которые занимаются поисками гравитационных волн, искажений пространственно-временного континуума, возникающих при движении массивных космических объектов.

Большинство гигантских галактик имеет в своих центральных частях по сверхмассивной черной дыре, масса которой может превосходить массу Солнца в миллионы и миллиарды раз. Когда материя, притягиваемая из недр галактики гравитацией черной дыры, приближается к горизонту событий черной дыры, она нагревается и начинает излучать в различных диапазонах. В результате этого явления образуется сверкающее галактическое ядро, именуемое квазаром, свет от которого может затмить свет от окружающей галактики.

Трио черных дыр

Именно за квазаром SDSS J1502+1115, находящимся в созвездии Волопаса (constellation Bootes), наблюдал астроном Роджер Дин (Roger Deane) из университета Кейптауна в Южной Африке. На тот момент было известно, что этот объект, находящийся на удалении 4.3 миллиардов световых лет от Земли, состоит из двух сверхмассивных черных дыр, которые до этого находились в различных галактиках. Столкновение этих галактик привело к тому, что две черные дыры попали в гравитационные силки друг друга и начали вращаться, находясь на расстоянии 450 световых лет.

Для наблюдений за квазаром SDSS J1502+1115 группа Роджера Дина использовала множество антенн радиотелескопов, находящихся на различных материках и входящих в состав сети European Very Long Baseline Interferometry Network. При этом был использован метод дальней интерферометрии, который дает более высокую разрешающую способность, нежели космический телескоп Hubble Space Telescope. Снимки с высокой разрешающей способностью позволили увидеть, что одна из пары черных дыр также состоит из двух черных дыр, вращающихся на небольшом расстоянии относительно друг друга. Две черные дыры, образующие новооткрытую пару, разделяет расстояние менее одного светового года.

Двойная черная дыра

Следует отметить, что системы тройных черных дыр представляют собой крайне редкое явление. В большинстве известных астрономам подобных систем черные дыры разделяют расстояния намного превосходящие расстояния в случае с квазаром SDSS J1502+1115. А новая "двойная" черная дыра вообще уникальна, астрономам известна всего еще одна такая компактная система, обнаруженная около десятилетия назад, с расстоянием между сверхмассивными черными дырами, равным 24 световым годам.

Никакая из других известных систем двойных черных дыр не обладает достаточной гравитационной "мощностью", достаточной для возбуждения гравитационных волн, которые можно обнаружить современным научным оборудованием. Но чрезвычайно компактная пара квазара SDSS J1502+1115 из-за малого расстояния теряет свою энергию большими темпами, формируя гравитационные возмущения, расшвыривающие окружающие звезды подобно футболисту, бьющему по мячу. "Нам или откровенно сильно повезло найти столь экзотический космический объект, или такие объекты более распространены во Вселенной, нежели мы могли предположить раньше" - рассказывает Роджер Дин, - "Теперь, зная что и как искать, мы будем стараться найти другие, еще более компактные системы из двух черных дыр, которые являются источниками гравитационных волн, за которыми ведут охоту другие группы ученых".

Просмотров: 471 | Добавил: Alex | Рейтинг: 0.0/0