UR4MTY(62), ur7eg(67), Бек(72), danbdan(43), somru(79), Garbuz49(75), radist63(61), Tom3881(67), Труно(69), Adm(44), serow(71), Viktor_Tesla(50), VF0969(63), olegsumin777(70), туььььььщ(55), Olga888(36)

ГЛАВНАЯ » 2013 » Октябрь » 29 » Телескоп ALMA делает новый снимок туманности Бумеранга - самого холодного места во всей Вселенной
Туманность Бумеранга

При температуре в один градус по шкале Кельвина, что составляет -458 градусов по шкале Фаренгейта или -272 градуса по шкале Цельсия, туманность Бумеранга (Boomerang Nebula), располагающаяся в созвездии Центавра (Centaurus), официально является самым холодным местом во всей известной людям части Вселенной. Температура этой туманности даже ниже, чем температурный фон в открытом межзвездном космическом пространстве.

Используя возможности нового радиотелескопа ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), расположенного в чилийской горной пустыне, астрономы сделали самый четкий снимок туманности Бумеранга, которая в спектре видимого света имеет форму, напоминающую форму галстука-бабочки. Но новый снимок высокого разрешения, сделанный телескопом ALMA, позволил астрономам увидеть истинную форму туманности.

"Тот двойной лепесток, имеющий форму бумеранга, который видят наземные оптические телескопы, является только верхушкой "айсберга" более масштабного космического объекта, который, к тому же, расширяется, охватывая окружающее пространство с достаточно большой скоростью" - рассказывает Рагвендра Сахаи (Raghvendra Sahai), ученый и ведущий исследователь одного из отделов Лаборатории НАСА по изучению реактивного движения (NASA Jet Propulsion Laboratory), один из авторов статьи о туманности Бумеранга, опубликованной в журнале Astrophysical Journal.

Благодаря снимку телескопа ALMA в туманности Бумеранга был обнаружен толстый пояс, состоящий из довольно крупных частиц космической пыли. Этот пояс охватывает собой звезды, находящиеся в пределах туманности, препятствуя распространению света с определенными длинами волн от этих звезд, а свет, которому удалось преодолеть пылевой пояс, освещает туманность, придавая ей вид галстука-бабочки.

Туманность Бумеранга #2

Так почему же туманность Бумеранга является столь холодной? Она фактически охлаждает сама себя, расширяясь в окружающее пространство. В центре туманности находится подобная Солнцу звезда, приближающаяся к финальному этапу ее жизненного цикла, которая извергает в окружающее пространство мощные потоки излучения и газа. Эти потоки заставляют туманность постоянно расширяться, но это расширение приводит к адиабатическому охлаждению газа и пыли, составляющих туманность. Этот процесс весьма напоминает процесс дросселирования, который используется в обычных холодильниках для охлаждения его внутреннего объема. Но газ в туманности Бумеранга движется намного быстрее, чем движется фреон в холодильнике, скорость газа составляет 500 тысяч километров в час, что и приводит к охлаждению этого газа до невероятно низкой температуры.

С температурой в один градус Кельвина, туманность Бумеранга, располагающаяся в нашей галактике, галактике Млечного Пути на удалении 5 тысяч световых лет от Земли, является самым холодным местом во всей Вселенной. Ее температура холоднее, чем температура в 33 градуса Кельвина, которая присутствует на дне глубоких кратеров, располагающихся в районе Южного полюса Луны, там, куда никогда не попадали лучи Солнца. И температурный фон микроволнового космического излучения составляет 2.8 градуса Кельвина, что тоже превышает температуру туманности Бумеранга.

Несмотря на то, что внешние края туманности бумеранга немного теплее ее внутреннего объема, все равно их температура ниже температуры космического микроволнового фона. "Изучение столь необычных областей космоса демонстрирует нам некоторые уникальные случаи "смерти" звезд и их превращения в планетарные туманности" - рассказывает Сахаи, - "А возможности телескопа ALMA позволяют нам изучать в мельчайших подробностях такие необычные процессы, которые происходят крайне редко в результате "смертельных мук" подобных Солнцу звезд".
Просмотров: 372 | Добавил: Alex | Рейтинг: 0.0/0