Давно хотелось приобрести аппарат с УКВ диапазоном, причём, небольшой по массо-габаритным характеристикам, так как работать приходится в основном, или с дачного участка, или из автомобиля. С домашнего QTH особо не поработаешь... После многочисленных мук выбора между близкими по свойствам YAESU FT-857, Icom ic-706MK-II, Icom ic-7000 выбор был сделан в пользу последнего, как наиболее современного и "навороченного" С трансивером мною предполагается использовать компактный тюнер фирмы LDG Z-100. В отличии от специально предназначенных Айкомовских, AH3 или AH-4, Z100 имеет более широкий диапазон согласуемых сопротивлений. Поскольку оптимальное размещение тюнера - рядом с антенной, то приходится сразу решать проблему герметизации тюнера, a так же его дистанционного управления и индикации состояния тюнера. К счастью, тюнер Z-100 предназначен для работы именно с трансиверами фирмы ICOM, и использует их протокол управления. интерфейсный кабель IC-2 Специально для этого выпускается интерфейсный кабель IC-2, который передает сигналы управления и напряжение питания от трансивера Icom к антенному тюнеру LDG. Длина кабеля 40 см. Возможно удлинить кабель, используя стандартный "недорогой" компьютерный кабель последовательного интерфейса. Кабель может быть использован с любыми тюнерами LDG и трансиверами Icom IC-7000, IC-706, IC-707, IC-718, IC-725, IC-728, IC-736, IC-738, IC-746, IC-756, IC-765, и IC-775, а также любыми трансиверами Icom имеющими разьем для подключения антенного тюнера AH3 или AH-4. Стоит он около 10 $. Хотя ничего сложного в конструкции кабеля нет и его можно изготовить своими руками (если найдете специфический разьем для Icom). Или можете приобрести готовый, например, в tangenta.ru. В последствии, в алгоритме работы тюнера с трансивером выяснилась не очень удобная особенность - трансивер на свою кнопку настройки реагирует тупо - одно нажатие - происходит цикл настройки, следующее нажатие - включение тюнера в режим "обход". И так по кругу. Просто включить тюнер без настройки с панели трансивера невозможно, хотя возможно в любой момент заставить тюнер перенастроится заново - "длительным" нажатием или кномпи настроики на трансивере, или на тюнере - по крайней мере, у меня работает и так, и эдак. Можно, конечно, включать и выключать тюнер кнопкой тюнера, но при этом нарушается синхронизация взаимной работы и индикации, да и неудобно это, если тюнер установлен возле антенны, а пульта дистанционного управления нет. специально заточенный для ic-7000 тюнер LDG AT-7000 Конечно, лучше бы использовать специально "заточенный" для ic-7000 тюнер LDG AT-7000, но... Z-100 был куплен год назад и показал себя надежным и удобным в эксплуатации, а LDG AT-7000 всё равно имеет негерметичный корпус, поэтому "шило" на "мыло" решено было не менять, так как герметизировать корпус придеться в любом случае. Наконец-то долгожданный аппарат, преодолев все проблемы с таможнями и дорогами, оказался у меня как раз в "День Защитника Отечества". Не обошлось без сюрпризов. Первая попытка включить трансивер при проверке в магазине не удалась - при включении блока питания срабатывала защита от короского замыкания. - "Ну, блок питания попался неисправный... Бывает" - сказал продавец и принес другой источник - лабораторный, с цифровой индикацией напряжения и тока. Но история с КЗ повторилась и тут. Причём, благодаря наличию в блоке питания цифровой индикации напряжения и тока, было замечено, что КЗ не совсем короткое, падение напряжения составляло около 0,7 вольт. Закравшиеся подозрения были проверены с помощью тестера тут-же, на прилавке. Так и есть ! Стандартная общепринятая расцветка проводов + красный и - чёрный была "перепутана" !!! А 0,7 вольта падали на защитном от переполюсовки диоде, включенном паралельно питанию в обратной полярности. Можно было поменять аппарат, однако, помятуя о неком распределении потенциальных неисправностей, я решил остановить свой выбор именно на этом экземпляре - одна неисправность ему уже досталась! Красный и чёрный проводники были переключены вопреки расцветке и трансивер, радостно пискнув, зажег свой цветной дисплей. Специальной КВ антенны для проверки не было, и её роль сыграл щуп от тестера. Проверка кабеля питания другого экземпляра трансивера данного ляпа фирмы ICOM не выявила. В дальнейшем, уже дома, с помощью миниатюрной отвертки гнездышки в разъёме были переставлены правильно. C самого начала непривычным показалось множество "подменю", к которым придёться некоторое время привыкать. (в отличие, например, от YAESU FT-857, где все опции собраны в одной последовательности)
Всё-таки греется трансивер достаточно сильно, даже при работе только на приём. для уменьшения нагрева на различных сайтах предлагается сделать доработку, суть которой - постоянная подача через резистор 100~150 Ом напряжения на вентилятор. Однако, предложенные ранее варианты не очень удобны для реализации в силу малогабаритности элементов трансивера, либо требующие снятия MAIN платы трансивера, поэтому я пошел, как всегда, своим путем. Обзавелся я на днях гарнитурой Pro-Set 'ic' Следует отметить, что специализированная "Айкомовская" гарнитура заметно отличается звучанием от Pro-Set 5 с её знаменитым HC-5 element - в ней используется электретный микрофон с более равномерной и широкой полосой, а следовательно, не будет специфичного "подчеркнутого" тембра. Однако, работа в эфире и оценка корреспондентами моего звучания подтвердили правильность моего выбора (упомяну так-же, что для передачи я использую самые широкополосные настроки в моём ic-7000) Недавно даже попался в интернете опубликовынный YL2MU скан с описания микрфона 12-летней давности (копия-здесь -там есть упоминание, что микрофон- керамический) Но при попытке применить на трансивере ICOM гарнитуру с динамическим микрофоном пользователь столкнётся с проблемой нехватки усиления микрофоного усилителя, о чём заранее предупреждает Heil Sound Ltd. на страничке примечаний, впрочем, тут же предлагая решение по доработке трансивера. Обладателей ICOM ic7000 тоже ждет соответствующая рекомендация - All Things iCOM, а так-же рекомендуемые значения параметров в трансивере. Однако, переходник для подключения микрофонного mini-jack к применяемому в ic7000 разъёму RG45 (широко использующемуся в компрьютерных локальных сетях) надо делать самому. Наиболее простой вариант показан на первой фотографии. Неудобство заключается в том, что для включения трансивера в режим передачи необходимо использовать: или внешнюю педаль, или режим VOX в трансивере, что не всегда удобно. К тому-же, на "родном" Айкомовском манипуляторе есть много дополнительных удобных кнопок, и совсем отказываться от его применения не хотелось. И тут мне на глаза попался миниатюрный переходник для паралельного включения Двух RG45 в одно гнездо. Одно из гнезд в нем легко заменяется на миниатюрное гнездо под 3,5 мм mini-jack с переключающими контактами ("5-ногое"). Результат данной операции показан на второй фотографии. Для ещё более удобного использования на боковую часть переходника приклеена миниатюрная кнопка, подключенная паралельно между 4 и 7 выводами RG45. Гнездо разъёма под 3,5 мм mini-jack включается в разрыв 6 проводника переходника, причём, переключаемый 1 вывод (самый крайний) должен быть подключен к вилке RG45, а нормально замкнутый контакт - к розетке RG45. "Массовый" (MIC GND) 3,5 мм mini-jack разъёма должен быть подключен "в паралель" к 7 ножкам RG45 (Спасибо Юрию, US8CP, за замеченную ошибку!). Остальные проводники гнезда RG45 должны быть соеденены с соответствующими выводами вилки RG45. Такая конструкция обеспечивает полнофункциональную работу "родного" манипулятора, подключенного через переходник транзитом. (третья фотография ) При включении в переходник разъёма от гарнитуры встроенный в манипулятор микрофон отключается, подключая микрофон гарнитуры. (четвёртая фотография ) Все остальные функции манипулятора сохраняются. Если удобно, то можно можно использовать кнопку на переходнике для перевода трансивера в режим передачи как при подключенном, так и при отключеном манипуляторе.
Месяц назад был приобретен блок питания MFJ-4125 . Работает неплохо, помех от него пока не замечено, однако, как и все изделия MFJ "отдаёт" кустарщиной. На второй или третий день вывалился из заделки сетевой шнур. Поскольку вилка на сетевом шнуре - американская, я пользуясь случаем, решил вскрыть блок и заменить на сетевой шнур с "обыкновеной" компьютерной вилкой. Основной недостаток блока - сильный шум вентилятора. Поскольку, основное время блок питания проводит в дежурном режиме, тепловыделение незначительное. Чтобы избавится от шума, рещил установить терморегулятор, который бы закорачивал дополнительный резистор 120 Ом, через который подаётся 12 вольт на вентилятор. Делать печатную плату самому было лениво, а собирать конструкции "на весу" - не переношу! Поэтому в соседнем магазине было приобрелено Термореле - NK108 Можно сразу выбрать модель терморегулятора без реле, я взял то, что было, хотя в дальнейшем от использования электромагнитного реле отказался. Доработка терморегулятора заключается в шунтировании колектор-эмиттер транзистора V3 вышеупомянутым резистором. (по схеме, приложенной к набору), изьятии полупроводникового диода и подключении вместо реле вентилятора. Терморезистор аккуратно вворачивается в резьбовое отверстие, имеющееся в радиаторе выпрямительного диода 12 Вольт. С помощью металлического уголка плата была укреплена над задним 12 вольтовым выходным зажимом. С помощью регулировочного резистора выставляется порог включения повышенной скорости вентилятора. Я сделал порог минимальный, однако, повышенная скорость вентилятора включается очень редко, только после длительной работы трансивера на передачу.
Выводы: Аппарат достаточно прожорливый, и достаточно сильно грелся (до переделки вентилятора), что впрочем, объяснимо наличием высокопроизводительных DSP-процессоров на борту.
В силу особенностей QTH большую часть работаю из автомобиля с природы, последнее время,в основном, на антенны MFJ при мощности 50 ватт с питанием от аккумулятора 7,2 А-час 12 Вольт (от UPS), подключенного "буфером" короткими (~ 0,6 метра ) проводами сечения 4 х 0,75 мм и достаточно длинным (около 2 метров) проводом 0,75 мм в прикуриватель машины (при остановленном двигателе), попутно выполняющем роль балластного сопротивления и ограничиваюшим ток из прикуривателя при передаче. Несмотря на всю "неправильность" такая схема, собранная однажды на "скорую руку" прижилась, и контроль питающего напряжения во время работы (простым индикатором на светодиодах из набора "мастеркит") показывает вполне небольшую просадку при передаче (в этот момент основной ток идет от 7 Амперного акумулятора) и его подзарядку от аккумулятора машины во время приёма. Иногда при длительной работе завожу двигатель и в течении 5-10 минут подзаряжаю оба акумулятора. Пару раз брал на такие выезды отдельный аккумулятор 75А-час х 12 Вольт, но до подключения дело так и не дошло - вполне хватает вышеописанной схемы. На CQ никогда не работаю, но изредка собираю небольшой PILE-UP, давая тот или иной район Башкирии. Однако, наши РДАшники Башкирию отработали очень плотно, и на 10-15 минут активной работы мне моей схемы питания хватает, а там и зов пропадает :-)) Все-же этим летом я заменил аккумулятор 7 А-час на тоже гелевый, для UPS, 17 А-час. Теперь стало возможным использовать все 100 ватт (7-амперный аккумулятро не позволял этого, просаживая напряжение в пиках до недопустимого уровня) "*"
Работать при запущеном двигателе проблемматично - сказывается инжекторный двигатель и распеделенная система зажигания - помеха от этого достигает 5-7 баллов, что в сравнении с кристально чистым эфиром на природе начисто отбивает желание слушать даже громкие сигналы ;-( Последняя буква в наименовании IC-7000 S или М - Это версии с пониженной мощностью 20 и 50 Вт. На российский и европейский рынок не поставлялись
Чего мне не хватает в трансивере ic-7000?
* 1. КСВ- метра и КСВ анализатора на УКВ (аналогичного на КВ). Особенно учитывая то, что все схемные решения для этого в трансивере присутствуют, и даже испльзуются для АLC. * 2. Вольтметра питающего напряжения, причём, желательно, с отображеним информации двумя способами: цифровой, постоянно (или вместо, или попеременно, по 2 секунды, например, со отображением времени) и графической, в ряду последовательностей графического отображения мощности, S-метра, ALC, компрессии. Всё это было бы очень удобно использовать в полевых условиях, при работе от аккумулятора, визуально наблюдая не только средние значения питающего нарпяжения, но и пиковые просадки последнего, что важно при питании от автономного источника. * 3. Модификации алгоритма управления внешним антенным тюнером. Длинное нажатие - включает тюнер в режим настройки, короткое нажатие на кнопку тюнера выключает тюнер, однако снова включить тюнер в работу возможно только через процесс настройки! Непонятно, по какой причине, разработчики трансивера игнорировали имеющуюся в тюнерах возможность повторного включения в работу БЕЗ настройки! Из-за этого пришлось ввести разрез кабеля специальную приставку с одной кнопкой для включения-выключения антенного тюнера без включения процесса настройки (вторая кнопка- переключение двух антенн). * 4. Встроенного клавиатурного кодера RTTY. Имея на борту модем, декодер, для обеспечения полноценной работы этим видом модуляции достаточно было бы сделать возможность подключения PS/2 компьютерной клавиатуры и программный кодер, благо производительный процессор вполне мог бы это обеспечить! А заодно, добавив совсем немного программного кода, добавить клавиатурный датчик кода CW (размечтался :-) Дальнейшим развитием мыслей можно было-бы добавить небольшой простейший логгер для сохранения проведенных в поле данных о QSO (Программного кода для этого надо тоже немного, а карточки FLASH памяти дешевеют на глазах)
Многие из обладателей трансивера Icom IC-7000 знают, как он может нагреваться, особенно сверху с левой стороны, где расположен модуль управления и сигнального процессора (LOGIC UNIT в Icom IC-7000 Service Manual). В связи с этим Icom IC-7000 чаще всего дорабатывают простым подсоединением вентилятора к проводу питания +13,8 В через 100-оммный резистор, и вентилятор тогда работает непрерывно. Такой способ имеет ряд недостатков, из которых самый неприятный – это накопление пыли в корпусе трансивера. Вот если бы вентилятор мог медленно вращаться, но только тогда, когда растет температура теплоотвода и это действительно необходимо... В трансивере есть два терморезистора для отслеживания температуры на плате в месте расположения мощных высокочастотных транзисторов. Эти терморезисторы «сообщают» центральному процессору насколько там горячо, и центральный процессор управляет вентилятором. Так вот, «одурачивание» центрального процессора – это куда лучше, чем запуск вентилятора напрямую в непрерывном режиме, и вот как это можно сделать. Вам потребуется резистор сопротивлением 33 кОм, желательно маленький, предназначенный для поверхностного монтажа (SMD), и немного теплопроводящей пасты, применяемой при установке, например, транзисторов на теплоотвод. 1.Снимите нижнюю крышку корпуса трансивера;
2.На плате усилителя мощности найдите два металлизированных переходных отверстия (на фото 1 обведены красным);
3.Отчистите их от лака и, предварительно залудив их припоем, припаяйте резистор к площадкам этих переходных отверстий (на фото 2 обведен красным).
Таким образом этот резистор окажется подсоединенным параллельно терморезистору R736 (см. Icom IC-7000 Service Manual, схема на стр.86);
4.Найдите на плате терморезистор R736 (см. Icom IC-7000 Service Manual, стр.67 – расположение элементов на плате усилителя мощности, на фото 3 обведен красным);
5.Нанесите теплопроводящую пасту на терморезистор таким образом, чтобы создать хороший тепловой контакт между терморезистором и теплоотводом (см. фото 4).
В результате управление вентилятором станет более чувствительным к изменениям температуры теплоотвода;
6.Вот и всё. Теперь верните на место нижнюю крышку корпуса и включайте трансивер.
Вы заметите, что вентилятор стартует спустя некоторое время, а его скорость вращения сильнее зависит от температуры и окружающих условий. С ростом температуры скорость вращения вентилятора будет расти быстрее, но в режиме приема, когда трансивер греется меньше, вы этого можете и не заметить. Суть доработки свелась к тому, что резистор «сообщает» центральному процессору температуру теплоотвода, завышенную примерно на 10°C, плюс улучшенный тепловой контакт терморезистора с греющимся теплоотводом.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Я НЕ несу ответственности ни за какие повреждение или поломку. Модифицируйте ваш трансивер на свой риск. Фотографии прикрепленны ниже: