САЙТ ХАРЬКОВСКИХ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ

ФОРУМ



Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alex  
Список семи самых знаковых, а в чем-то и эксклюзивнsых радио
AlexДата: Четверг, 23 Дек 2010, 15:09 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Offline
Горьковская "Победа" (13н-1)

Здесь я ничего не могу добавить к тому, что писал два с половиной года назад. Горьковская "Победа" не удостоилась даже такой мизерной серии, как петропавловская. Возможно, это была всего лишь "игрушка" заводчан, их дань времени и первой годовщине Победы. Возможно, она слишком эксклюзивна и сложна. Да и УС-П, сменивший к тому времени чистый "УС" - был более востребован, чем даже штатная вещательная разработка под названием 13н-1. Последних было выпущено несколько десятков, а самой "Победы" нет и 10 единиц. А может в Горьком понимали грядущий отказ от американской школы, или знали то, что мы никогда не узнаем? В общем, цитата.

В основе высокочастотной части 13-Н-1 использованы контура, фильтры, и даже механизм переключения диапазонов самолетного радиоприемника УС-П. Конечно, все детали и узлы смонтировано в более свободном пространстве, но такой конструкторский "размах" никак не повлиял на параметры аппарата (он имеет довольно высокую чувствительность и избирательность, но это тема иного разговора). Это второй после некоторых экземпляров СВД-1 бытовой "супер", в котором частотный КВ-диапазон простирается от 2,5 до 18 мегагерц. Но зато внешне в сравнении с компактным самолетным радиоприемником 13-Н-1 представляет помпезный тринадцатиламповый аппарат. В нем впервые в СССР использован межкаскадный трансформатор-фазоинвертер и "родной" динамик от культового германского радиоприемника Telefunken T-8001. Мощный двухтактный выход на лампах 6L6 с двумя 6с5 в предварительном усилении. Внушительный, из толстого материала корпус. Который, как две капли воды, похож на корпус американского прародителя RCA 810T4. И, который, как мне рассказывали очевидны, делали из авиационной фанеры. Интересно, что монтаж элементов шасси 13-Н-1 больше напоминает "старую" американскую школу, хотя американец RCA 810T4 уже не совсем таков.

По свидетельству сына конструктора, передавшего мне приемник и некоторым данным в документах, горьковских "Побед" было всего 9 штук.

"Радиола" рижской "Радиотехники"

Апситис руководил своим предприятием в годы независимой Латвии, дирижировал советизированной "Радиотехникой", был на посту директора завода при немцах, сохранил свой пост при победивших русских... Апситис - человек-загадка и человек-легенда одновременно.

В экспозиции Политеха его аппарат третий слева. Мы не знаем, как он назывался. Но руководство "Радиотехники"знало, что к первой годовщине надо заявить нечто большее, чем традиционно позаимствованную у немцев Т-689. Вот только "что" это было - пока остается загадкой. Возможно, это что-то наподобие напольного Блау или Филипса. Очень, кстати, напоминающее монстров Радиотехники, выставлявшися на ВДНХ и в Политехе в последующие годы. В любом случае, действующих экземпляров нет. Возможно, это были вполне рабочие модели, созданные для поднятия престижа многострадального предприятия и его директора. Закончу цитатой из неполного исследования Николая Баранова. Даю с сокращениями, выделяя при этом даты.
В журнале Радио № 3 за 1946 год опубликована статья, рассказывающая о радиоотделе Политехнического музея. В статье упоминается новая радиола и радиоприемник Т-689 Рижского завода Радиотехника. Радиоприемник описан в этом же номере журнала. О радиоле информации сохранилось совсем мало.
На третьей странице обложки журнала Радио №12 за 1951 год показаны фотографии выставки "Промышленность средств связи СССР" в Политехническом музее. На одной из них - рижская радиола. Заметим, к этому времени уже разработана более совершенная Рига Т-51, анонсированная в Радио №1 1950 г. и описанная в №11 1951 года. А о самой выставке рассказывалось в журнале №11 за 1949 год.

Рижский ВЭФ

Знаменитый завод был готов ко многому, в том числе к послевоенным ухабам конъюнктуры. С другой стороны - здесь было проще: была самая знаковая довоенная модель М-1307. На ее основе была представлена высшей потребительской верхушке СССР такая же, но слегка упрощенная модель ВЭФ М1307. Здесь выдающееся значение имели параметры, явно подстегивавшие работников им. Казицкого к совершенству их детища Л-48. Но у вэфовцев, как и на Радиотехнике, не было послевоенного пафоса, который мы наблюдаем на примере Петропавловска, Горького или Москвы. Была почти будничная работа. И было технологическое спокойствие: военное лихолетье не затронуло конструкторских и конъюнктурных основ производства аппаратов для населения. В общем, цитата.

Новая разработка имела тринадцать каскадов и 14 ламп, а также семь одновременно работающих настроенных контуров. По тем временам лишь одни эти факторы гарантировали членство аппарату в самой высокой группе вещательных радиоприемников. Входные цепи были оптимизированы до предела с учетом того, что новая модель оснащалась американскими лампами. Естественно, для 14 ламп требовался более мощный силовой блок. Потому здесь впервые применен трансформатор, послуживший образцом силовиков Латвии и Мира, использовано практически такое же штампованное шасси, и многое другое. В конструкции четко прослеживается как логика преемственности, так и неторопливое следование перспективе.

Среди нововведений стоит выделить механизм автоподстройки частоты, собранный на двух лампах. Описывать его работу не имеет смысла, скажу лишь что он построен по классической схеме электронного управления частотой гетеродина, которую впервые продемонстрировала фирма Telefunken. Наподобие СВД-10, обеим РП "Победа" и Л-46, в рижском детище использованы два каскада усиления промежуточной частоты. Что было особенно важно для комфортного приема большего числа послевоенных станций и соответствовало требованиям самого высокого класса.

В общем, несмотря на продемонстрированный вклад в первую годовщину Победы, ВЭФ и другие предприятия о которых я упомянул - ждала участь всех крупных и малых радиозаводов: выпуск простых и дешевых аппаратов массового спроса.

Фотографии в прикреплениях:
Прикрепления: 0515587.jpg (42.7 Kb) · 4030594.jpg (42.3 Kb) · 5589719.jpg (66.3 Kb)
 
San-SДата: Воскресенье, 27 Янв 2013, 11:18 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
Спасибо.
Очень интересно. Для меня это совсем новая информация, хотя до сих пор казалось, что ничего нового для меня из отечественного эксклюзива уже нет.

ЦИТАТА: ""Радиола" рижской "Радиотехники"...В экспозиции Политеха его аппарат третий слева. Мы не знаем, как он назывался. Но руководство "Радиотехники"знало, что к первой годовщине надо заявить нечто большее, чем традиционно позаимствованную у немцев Т-689. Вот только "что" это было - пока остается загадкой. Возможно, это что-то наподобие напольного Блау или Филипса. Очень, кстати, напоминающее монстров Радиотехники, выставлявшися на ВДНХ и в Политехе в последующие годы. "
- по-моему это тот же Т-689, но с проигрывателем и в напольном исполнении. Я где-то в журнале Радио тех времен видел фото и краткие описания этих достижений отечественной бытовой радиотехники.

Особенно удивлён тем, что в Горьком был радиозавод, выпускавший бытовые приемники (или это уже склероз surprised ). Где можно подробнее узнать про его историю и что он вообще выпускал.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования.